В время пожнем не ослабеем. О добре, о тлении плоти и вечной жизни духа, об унынии, о деятельности и добродетели

Рассуждение О ДОБРЕ, о тлении плоти и вечной жизни духа, об унынии, о деятельности и добродетели.
Сегодня мы обратим внимание с вами на одно слово Апостола Павла, сказанное им Галатам. В послании Галатам в 6 главе он говорит: "Что посеет человек, то и пожнет: сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную". И дальше: "Делая добро, да не унываем, ибо в свое время пожнем, если не ослабеем. Итак, доколе есть время, будем делать добро всем, а наипаче своим по вере". Итак, "делая добро, да не унываем" - почему это сказано? Потому что делающий добро унывает. Проверьте себя по этим словам. Если вы думаете, что делающий добро светел как ангел, и он всем делает добро, как будто из рукавов сыплет, как в сказке, значит вы не знаете вкуса добра. Добро сладкое на устах и горькое во чреве. Человек, делающий добро, терпит нападки от бесов. Бог подкрепляет нас в немощи нашей, но человек часто видит черную неблагодарность в ответ на то, что он сделал доброе или чувствует себя гонимым от врагов, как всю жизнь пробегал от врагов Царь Давид. Он бегал всю жизнь до старости от врагов, среди которых были его родные дети. Он разговаривал с Богом уста в уста, а родные дети хотели ему голову отрезать. Он бегал от них. То за ними, то от них. И человек, делающий добро, по-настоящему очень быстро узнают по опыту, как же это тяжело, как это непонятно, неблагодарно и как это необходимо. Поэтому Апостол Павел считает нужным сказать, чтобы мы делали добро и не унывали, потому что в свое время пожнем, если не ослабеем. Между сеянием и жатвой существует некий разрыв, некий временной промежуток. Если посеял и сразу выросло, то как-то по-другому наша жизнь сложилась бы. А поскольку мы сегодня сеем, а через год, через 15, 20, 30 лет пожинаем, то поэтому в отношении зла не спешат исправляться сыны человеческие. Они забывают о причинно-следственных связях между давно сделанным злом и сегодняшней неприятностью. Он думает: - А за что это мне? А если была бы ясной нравственная память, он бы знал, что столько набедокурил в своей жизни, что давно пора пожать. А если кто-то терпит наказание от Господа, вспомните о своей жизни вчерашней чуть-чуть дальше и поймите, что есть какие-то корешки, от которых сегодня получили злые вершки. Между посевом и жатвой существует серьезное временное разделение, это нужно чувствовать и понимать. А "Делая добро, да не унываем, ибо в свое время пожнем, если не ослабеем".

Любая пожертвованная вам сумма - существенный вклад, это, в первую очередь, - моральная поддержка. И для технического обеспечения трансляции программы ежемесячно требуется по 50 тыс.руб.

На пороге 2011 год. Перед нами раскрыто 365 чистых страниц, на которых еще не появилось ни одной кляксы, ни одного корявого предложения, ни одного досадного исправления. Каким принципами следует руководствоваться, заполняя чистые страницы года, чтобы они не были похожи на неряшливо исписанный черновик?

В 89 псалме человек Божий Моисей просит Бога: «научи нас так счислять дни наши, чтобы нам приобрести сердце мудрое». Моисей был умнейшим человеком своего времени, блестяще освоившим все богатство египетской мудрости. Став вице-фараоном Египта, он участвовал в управлении великой страной и одержал немало военных побед. Впоследствии он вывел сынов Израиля из Египетского рабства в землю обетованную. Его рабочий график был плотно расписан. В отличии от нас, ему не думалось о секундах свысока, однако он просит Бога научить мудро распоряжаться временем!

О, как знакома и нам эта трудноразрешимая проблема правильного расходования драгоценного времени. К сожалению, этот не возобновляемый ресурс люди тратят на пустяки или бездумно прожигают. Об этом еще 140 лет тому назад писал И.С. Тургенев:

«Как пуст и вял, и ничтожен почти всякий прожитый день! Как мало следов оставляет он за собою! Как бессмысленно глупо пробежали эти часы за часами! И между тем человеку хочется существовать; он дорожит жизнью, он надеется на нее, на себя, на будущее… О, каких благ он ждет от будущего! Но почему же он воображает, что другие, грядущие дни не будут похожи на этот только что прожитый день? Да он этого не воображает. Он вообще не любит размышлять — и хорошо делает. «Вот завтра, завтра!» — утешает он себя, пока это «завтра» не свалит его в могилу. Ну, а раз в могиле — поневоле размышлять перестанешь».

Если верить статистике, средняя продолжительность жизни в России в 2009 году составила 62,9 года у мужчин и 75 лет у женщин. В среднем 70 лет. Теперь вычтите из этих лет одну треть, которую мы проводим во сне. Еще одну треть, проведенную на работе. Отбросьте из оставшегося пять лет пустой болтовни, еще пять лет, проведенных у телевизора, затем три года пережевывания пищи, а также годы болезни – в остатке получится ничтожно мало времени для духовных вещей, самых важных на свете.

Бог не желает, чтобы мы постоянно уповали на иллюзорное завтра. Бог призывает нас к плодотворному настоящему. Помните, что в вашем распоряжении только сегодняшний день — завтрашний может не наступить. Позвольте показать вам библейский, практичный взгляде на мудрое использование времени. Разумеется, мы должны тратить время на образование, работу, семью, отдых, но при этом не следует забывать о библейских приоритетах его распределения!

1. Используйте время, чтобы найти Бога!

В книге Деяний апостолов сказано: «От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитанию, дабы они искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли, хотя Он и недалеко от каждого из нас». (Деян.17:26,27)

Люди полагают, что если они потратятся для Бога, то им самим мало что останется: «Мы не в монастыре живем, чтобы думать только о Боге и угождать Ему все 24 часа в сутки»!

Какое ужасное заблуждение! В Библии сказано: «Что человек посеет, то и пожнет». Сегодня вы говорите Богу: «У меня нет для Тебя времени», а завтра Бог скажет вам: «У Меня нет времени для вас». Что вы тогда станете делать? Мы же абсолютно зависимы от Него! Он – сук, на котором мы все сидим! Мы только потому чего-то достигли в жизни, что Бог не лишил нас разума и здоровья. В той же речи апостола Павла, откуда был взят вышеприведенный текст, сказано: Бог дает жизнь и дыхание всему. Бог назначил, где кому жить и сколько. Бог повелевает всем людям искать Его. Как же нам не исполнить это повеление? Как же нам игнорировать Бога, если каждому надлежит предстать пред Ним на страшном суде? В старом гимне «Мелькают часы за часами» верно сказано: «За каждое жизни мгновенье, за каждый потерянный час, за мысли слова и движенья ответа потребуют с нас». Не стыдно ли будет глаза поднять на Того, Кто нас одевал и кормил и Кем мы пренебрегали?

Бога нужно искать прямо сейчас! Искать настойчиво и серьезно. Искать в молитве! Господь сказал: «И воззовете ко Мне, и пойдете и помолитесь Мне, и Я услышу вас; и взыщете Меня и найдете, если взыщете Меня всем сердцем вашим. И буду Я найден вами, говорит Господь» (Иер.29:12-14).

Ищите Бога, как искал его в тяжелой болезни русский поэт Иван Козлов, автор известного стихотворения «Вечерний звон». Вот его проникновенные покаянные строки:

Услышь, Христос, мое моленье,

Мой дух собою озари

И сердца бурного волненье,

Как зыбь морскую, усмири;

Прими меня в свою обитель,-

Я блудный сын,- ты отче мой;

И, как над Лазарем, спаситель,

О, прослезися надо мной!

Меня не крест мой ужасает,-

Страданье верою цветет,

Сам Бог кресты нам посылает,

А крест наш Бога нам дает;

Тебе вослед идти готовый,

Молю, чтоб дух мой подкрепил,

Хочу носить венец терновый,-

Ты сам, Христос, его носил.

Когда человек находит Бога, он находит общение с Ним. Находит прощение грехов. Находит покой.

2. Используйте время для познания Священного Писания!

Господь сказал Иисусу Навину: «Да не отходит сия книга закона от уст твоих; но поучайся в ней день и ночь, дабы в точности исполнять все, что в ней написано: тогда ты будешь успешен в путях твоих и будешь поступать благоразумно» (Иис.Нав.1:8).

Какое интересное повеление! Иисус Навин с Моисеем провел много лет, слышал его мудрые наставления, видел, как он принимал осмотрительные решения, как благоговейно общался с Богом в молитве. Объем Писания был представлен тогда всего пятью книгами. Остальным предстоит еще быть написанными. И вот он слышит прямое повеление Господа: «Хотя ты не раз читал эту книгу и знаешь ее содержание, хотя имеешь значительный духовный опыт, все же день и ночь читай книгу закона, ибо от твоего отношения к ней будет зависеть жизненный успех. Не думай, что тебе все известно о ней – ты только зачерпнул пригоршню благодати из этого океана божественной мудрости».

Из-за высокой смысловой плотности текста Библию невозможно прочесть залпом. Здесь верна пословица: «Лучше меньше, да лучше». Прочтите главу из Евангелия и задайте себе вопрос: что говорит этот текст о характере Бога? Что он говорит об ответственности человека? Соответствует ли моя жизнь библейскому учению? Было бы хорошо, если бы вы регулярно слушали проповедь на богослужениях или читали книги хороших проповедников, благо, что интернет предоставляет для вас хорошую возможность. Наберите в поисковике имя «Макс Лукадо» и вы не будете разочарованы чтением его проповедей. Они написаны простым языком о непростых наших проблемах. После них вы не сможете не полюбить Писание! Сделайте все, чтобы оно пропитало ваш разум и чувства, не пожалейте на него своего времени!

Писание изменяет жизнь! А.П. Чехов признавался: «Главное, что почерпнул из Евангелия, заключалось в том, что оно посеяло в моем сердце зачатки общечеловеческой совести. Благодаря Евангелию я вышел из состояния прозябания и начал сознавать себя человеком. Право на это сознание я переносил и на других. Евангелие научило меня верить не только в Бога, но и в человека. Эта вера воспитывает в нас великодушные чувства и побуждает уважать и любить каждого человека. Каждого! А это важно!»

3. Используйте время, чтобы творить добро!

Библия говорит: «Делая добро, да не унываем, ибо в свое время пожнем, если не ослабеем. Итак, доколе есть время, будем делать добро всем, а наипаче своим по вере» (Гал.6:9,10).

В российской истории был человек, беспримерно воплотивший это повеление в своих поступках. Им был доктор-католик Федор Петрович Гааз. Было это в двадцатых годах 19 века. Федор Петрович на протяжении 25 лет входил в состав членов Московского тюремного комитета и работал главным врачом московских тюрем. Девизом его жизни было: «Спешите делать добро». Он видел в арестанте прежде всего страдающего человека. И это страдание он пытался облегчить. Пенитенциарная система на «святой Руси» была бесчеловечно жестокой. По сравнению с ней нынешние российские тюрьмы представляют собой дома отдыха. За виновным отрицались почти все человеческие права и потребности. Гааз добился, чтобы от кандалов освобождали стариков и больных. Более того, он добился изготовления кандалов, которые не натирали рук и ног. А.Ф.Кони в книге о докторе Гаазе вспоминает: «Однажды губернатор Сенявин, приехав к нему по делу, застал его непрерывно ходящим под аккомпанемент какого-то лязга и звона взад и вперед по комнате. Оказалось, что он велел заковать себя в свои облегченные кандалы и прошел в них по комнате расстояние, равное первому этапному переходу до Богородска, чтобы знать, каково им идти в таких кандалах».

Гааз упразднил железный прут, к которому приковывали по 12 ссыльных, следовавших в Сибирь, добился отмены бритья половины головы у женщин. По его инициативе были открыты тюремная больница и школа для детей арестантов. Гааз постоянно принимал и снабжал лекарствами бедных больных, боролся за отмену права помещиков ссылать крепостных, выплачивал выкуп за крепостных детей, чтобы их не разлучали с родителями. Раздавал заключенным евангелия, духовные трактаты, азбуки. Много раз Гааз участливо расспрашивал арестантов о здоровье, называя их ласковыми именами: «голубчик», «милый», и т. д., справляясь, хорошо ли они спали и видели ли приятные сны. Арестанты ждали его посещения, как праздника, любили его, «как Бога», верили в него и даже сложили про него поговорку: «У Гааза - нет отказа». Самые тяжкие и закоренелые преступники относились к нему с чрезвычайным почтением.

Зато он часто не находил понимания у государственных чиновников и ему пришлось немало повоевать с ними.

А. Ф. Кони писал: «Однажды Митрополит Московский Филарет, которому наскучили постоянные ходатайства Гааза за невинно осужденных арестантов, сказал доктору: «Вы все говорите, Федор Петрович, о невинно осужденных… Таких нет. Если человек подвергнут каре - значит, есть за ним вина…» В ответ Гааз воскликнул: «Да вы о Христе позабыли, владыко!», указывая на евангельское событие - осуждение Невинного Спасителя. Все смутились и замерли на месте: таких вещей влиятельному Филарету никогда и никто еще не дерзал говорить. Но глубина ума Филарета была равносильна сердечной глубине Гааза. Он поник головой и замолчал, а затем после нескольких минут томительной тишины встал и, сказав: «Нет, Федор Петрович! когда я произнес мои поспешные слова, не я о Христе позабыл - Христос меня позабыл!..» - благословил всех и вышел». Ради помощи страдальцам Гааз продал своих белых лошадей с каретой, свою суконную фабрику, свою недвижимость. Когда в 1853 году его пришлось хоронить, то оказалось необходимым сделать это на счет полиции. У покойного не было ни копейки сбережений.

Конечно, многие из нас не имеют способностей доктора Гааза творить добро осужденным. Но у нас есть ближайшее окружение – наши домашние, друзья, коллеги. Начните им творить добро не потому, что они его заслуживают, но потому что к этому призывает вас Бог! Добро, сделанное вами, ни в коем случае не пропадет. Христос сказал, что подавший чашу холодный воды Христа ради, не потеряет за это награды. Мы не спасаемся добрыми делами, нас спасает жертва Христа, но добрыми делами мы прославляем Бога и помогаем ближнему. Добрыми делами мы даем Богу повод умножить нашу небесную славу «…служа с усердием, как Господу, а не как человекам, зная, что каждый получит от Господа по мере добра, которое он сделал, раб ли, или свободный» (Еф.6:7,8).

Если вы по-библейски будете использовать время, это сделает вас счастливыми людьми. Вы не будет в страхе вглядываться в туманное будущее, гадая, что год грядущий нам готовит. Вы будете знать, что будущее в руках великого Бога. А Он сказал через Иеремию пророка:

«…Ибо [только] Я знаю намерения, какие имею о вас, говорит Господь, намерения во благо, а не на зло, чтобы дать вам будущность и надежду»(Иер.29:11).

Найдите в 2011 году время для Бога, Библии и добрых дел, и за этим последуют благополучие, мир и счастье!

О различных особенных обнаружениях христианской любви (1–10). Заключение к посланию (11–18)

Гал.6:1-10. При обращении грешника на истинный путь нужно действовать в духе кротости. Следует также заботиться о своих ближних в их нуждах и неудачах, снисходя к их недостаткам, в виду того, что каждый из нас также имеет свои грехи. Нравоучительный отдел заканчивается новым призывом к деланию добра людям.

Гал.6:1. Братия! если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным.

«Впадет» – нечаянно, неожиданно для самого себя, по увлечению со стороны (προληφθῆ – точнее: «будет захвачен»). – «Духовные» – οι πνευματικοί, т. е. такие христиане, в которых Дух Св. наиболее проявил Свою силу, в которых Он стал руководящим началом жизни, тогда как в массе христиан по прежнему еще сильно влияние плоти (ср. 1Кор.3:1-3). Это те люди, которых Ап. называет «совершенными» (1Кор.IÏ6; Фил. IIÏ15), «сильными» (Рим.15:1). – «Чтобы не быть искушенным», т. е. чтобы не впасть в грех. Проступок брата для «духовного» человека должен, следов., служить предостережением, напоминать ему о его собственной слабости, а это воспоминание заставит его мягче относиться к согрешившему...

Гал.6:2. Носи́те бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов.

Не только грех брата, но и всякая тяжесть («бремена»), какая чувствуется нашими братьями, должна и нами чувствоваться как бы угнетающая нас самих. Поэтому мы должны помогать брату нести его тяжесть, под которою нужно разуметь все, что удручает человека, с чем он не может сам справиться, – и духовные, и материальные его невзгоды. К такому широкому пониманию слова «бремена» побуждает и заключение стиха: «таким образом исполните закон Христов» или заповедь Христа о любви, в которой собственно и состоит существо закона Христова (Мф.22 и сл., Ин.13:34). Исполнение закона Христова Ап. и теперь уже видит со стороны Галатов, но это исполнение еще несовершенное. Оно будет совершенным только со временем (αναπληρώσετε – от αναπληροῦν исполнять в совершенном виде , в противоположность к πληρουρν просто исполнять . У Галатов еще, след., нельзя констатировать αναπληροῦν, а только πληροῦν). Это совершенное исполнение закона Христова возможно только тогда, когда Галаты будут всегда помогать братьям носить их «бремена».

Гал.6:3. Ибо кто почитает себя чем-нибудь, будучи ничто, тот обольщает сам себя.

Ап. призвал христиан носить бремена «друг друга». Последними словами он дал понять, что у каждого есть бремена, тягости, сознание своих недостатков и самые эти недостатки. Но есть люди, которые слишком о себе думают (на это указывает выражение «почитать себя чем-нибудь» ср. 1Кор.3:18, 10:12, 14и особенно 1Кор.8:2). Подобный человек, поелику он на самом деле – ничто, только обманывает сам себя, совсем себя запутывает в мыслях (φρεναπατᾶ), и он уже не в состоянии правильно отнестись к удрученному брату, послужить ему.

Гал.6:4. Каждый да испытывает свое дело, и тогда будет иметь похвалу только в себе, а не в другом,

Вместо того, чтобы услаждаться своими мнимыми достоинствами, христианин должен скорее исследовать свое поведение («свое дело» или делание). – «Тогда будет иметь похвалу..». Перевод неточный. Точнее: «тогда будет иметь повод хвалиться только в отношении самого себя, а не в отношении другого». Мысль у Ап. такая. Мы часто хвалим себя только потому, что видим непохвальные поступки других. Между тем оценивать себя с такой точки зрения – неправильно. Нужно испытать самого себя, узнать все свои силы и способности и подумать, воспользовались ли мы этими способностями как должно. Тогда и окажется, что нам и хвалиться-то нечем, что мы скорее должны просить у Бога прощения в том, что пренебрегли Его дарами.

Гал.6:5. ибо каждый понесет свое бремя.

Здесь основание или побуждение к самоиспытанию. Нужно обращать серьезное внимание на свое поведение, потому что результаты своего земного делания каждый из нас понесет в другую жизнь, пред престол Вечного Судии (ср. Откр.14:13; 2Кор.5:10, Мф.5 и сл.). При этом Ап. для обозначения понятия «бремени» берет уже не то слово, какое он употребил в Гал.6:2. Там стоит слово τά βάρη, которое означает всякую тяготу, откуда бы она ни приходила и как бы долго ее ни приходилось нести. Здесь же поставлено слово φορτίον, которое означает тяжесть, какую на себя кто либо нагружает или позволяет на себя возложить, чтобы нести ее к определенной цели. Действия, какие совершены самим человеком здесь, в земной жизни, есть такая тяжесть, которую он уже сам, а не другие должен нести в течении жизни и за ее пределами (напр. за развратную жизнь человек часто платится болезнью, которую с ним уже никто разделить не может)...

Гал.6:6. Наставляемый словом, делись всяким добром с наставляющим.

Уже в то время были среди христиан особые учители веры для людей мало в ней осведомленных (ср. Деян. 13:1; 1Кор.12:26; Еф.4:11). Тот, кто получает наставление в слове, обязан вознаграждать учителя всем благим («всяким добром»), т. е. земными дарами, материальными благами (ср. 1Кор.9:11; Рим.15:27. Учение 12-ти Апостолов XIIÏ2; XV и сл.).

Гал.6:7. Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет:

Против этого положения Апостола иудействующие, по-видимому, немало восставали и вооружали Галатов, позволяя себе насмехаться (μυκτηρίζεσθαι – по-русски, не точно: «поругаться» – в выражении: «Бог поругаем не бывает»). Вместо того, чтобы говорить о себе, Ап. говорит о Боге, что над Ним нельзя насмехаться, как это делали иудействующие, насмехавшиеся, собственно, над Павлом. Таким образом, Апостол хочет сказать, что порядок, существующий в Церкви, есть воля Самого Бога. Бог, также, печется о том, чтобы человек всегда пожинал то, что посеет; здесь на земле, от известного семени получается такое же семя.

Гал.6:8. сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную.

Теперь Ап. говорит не о том, что сеется, а о почве, в которую бросаются семена. От различия почвы зависит и различие получаемой жатвы. Кто бросает семена «в плоть», т. е. заботится о плоти, тот от этой почвы получит только тление. Напротив, кто сеет «в дух», на почве духа, тот получит от духа вечную жизнь, так что общее правило, приведенное в конце Гал.6:7, здесь оказывается также приложимым. Ап. хочет этим сказать, что кто употребляет свое имение только для улучшения собственного благосостояния (Рим. 13:14), кто равнодушно проходит мимо нуждающихся братьев, тот не получит ничего, кроме того что может дать та почва, на которую он употребляет свое достояние, т. е. ничего кроме тления (ср. Кол.2:22; 2Пет.1:4, 2:12, 19). Тот же, кто, напротив, свое земное стяжание употребляет на благо общества, и именно на благо духовное, тот, – конечно, не от денег, а от Духа, на служение которому он отдал себя, – получит вечную жизнь (ср. Мф.6:19-24, 19:21).

Гал.6:9. Делая добро, да не унываем, ибо в свое время пожнем, если не ослабеем.

«Да не унываем» – точнее: «не станем оставлять его». Человеку иногда приходится уставать под бременем принятого им на себя долга делания добра ближним. Но он должен скорее стряхнуть с себя чувство такой усталости.

Гал.6:10. Итак, доколе есть время, будем делать добро всем, а наипаче своим по вере.

Христианин должен благотворить всем людям, но все таки прежде всего тем, кто родствен ему по вере.

Гал.6:11-18. В заключение послания Ап. еще раз произносит горькую жалобу на своих противников – иудействующих, – и потом объявляет, что для него лично крест Христов – есть единственная гордость его жизни.

Гал.6:11. Видите, как много написал я вам своею рукою.

Апостолу хотелось, чтобы Галаты как можно яснее представляли себе его лицо (ср. Гал.4и Гал.5:2). Поэтому он, в противность своему обыкновению – пользоваться при написании посланий услугами писцов, которым он диктовал послания, теперь взялся за перо сам и написал довольно большое послание и притом очень большими буквами («как много» – точнее: «какими большими письменами» πηλίκοις γράμμασιν). Почему он писал «большими письменами» – неизвестно. Может быть, он плохо видел и у него болели глаза, так что он не мог писать мелко, а может быть и для того, чтобы придать особую важность этому посланию.

Гал.6:12. Желающие хвалиться по плоти принуждают вас обрезываться только для того, чтобы не быть гонимыми за крест Христов,

Гал.6:13. ибо и сами обрезывающиеся не соблюдают закона, но хотят, чтобы вы обрезывались, дабы похвалиться в вашей плоти.

Павел не может забыть, что в то время как он находится вдали от Галатов, их соблазняют иудействующие; чтобы предостеречь читателей от них, он говорит здесь, что эти лжеучители, которые все свое достоинство основывают на своих плотских иудейских преимуществах (Рим.2:28; Еф.2:11; Фил.3 и сл.), – которые не имеют значения для нравственной и религиозной жизни, сфера которой есть дух, – принуждают Галатов обрезываться, в тех видах, чтобы освободиться от преследований неверующих Иудеев, для которых крест Христов являлся соблазном (Гал.5:11; 1Кор.1:23). Самый закон, его внутреннее содержание для таких людей значения не имеет: они и не соблюдают его многочисленных предписаний. – «Обрезывающиеся». Почему Ап. употребляет об иудаистах настоящее время? Ведь они были уже обрезаны давно (ср.Гал.5:12)? Он хочет этим сказать, что обрезание составляло для них нечто вроде догмата, который они постоянно проповедовали: это были люди обрезания (Гал.2:12). – «Похвалиться в вашей плоти», т. е. обрезав вас, они будут ссылаться на это, как на доказательство своей преданности закону Моисееву. А это могло им пригодиться, когда бы неверующие Иудеи стали их упрекать в том, что они веруют во Христа. Эти люди, так сказать, хотели застраховать себя от преследований за веру во Христа, взяв патент на «благонадежность».

Гал.6:14. А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира.

Гал.6:15. Ибо во Христе Иисусе ничего не значит ни обрезание, ни необрезание, а новая тварь.

Ап. не принадлежит к разряду таких, ищущих расположения мира, людей. – «А я не желаю» – точнее: «да не будет со мною того, чтобы»... Тогда как те ищут себе славы, стараясь на большее число язычников наложить печать иудейства, Апостол единственным предметом своей гордости считает крест Христов, который в то же время есть и его крест: он сам пережил и перечувствовал то, что пережил и перестрадал Христос на кресте (Гал.2:19). И как для Христа Его отношение к узким границам иудейской национальности прекратилось со смертью на кресте, так и для Павла, который участвует в этой смерти. Через распятого Иисуса мир для Павла и Павел для мира – умер. Что Ап. действительно умер для мира – это совершенно верно, потому что теперь, в настоящее время, уже не имеет значения ни обрезание, ни необрезание: существуют только новые «творения», созданные во Христе для новой, вечной, жизни (ср. 2Кор. V:17).

Гал.6:16. Тем, которые поступают по сему правилу, мир им и милость, и Израилю Божию.

Кто держится одинакового с Апостолом образа мыслей, тем он посылает свое благословение. – «И Израилю Божию», т. е. истинному Израилю, который, действительно, может назваться народом Божиим. Под этим «Израилем» всего естественнее разуметь христиан из Иудеев, в которых продолжает свою жизнь Израиль как народ Божий (Рим.11:1-8, 9:27-29; Фил.3ср. толк. Ефрема Сирина, Амвросиаста, которые именно так понимали это выражение).

Гал.6:17. Впрочем никто не отягощай меня, ибо я ношу язвы Господа Иисуса на теле моем.

«Впрочем» – правильнее: «от остального» Израиля (τοῦ λοιποῦ) «никто не должен мне приготовлять труды и обременение». Ап. не хочет, чтобы остальные, отшатнувшиеся от Бога, израильтяне вмешивались в его дела и ставили ему преграды на его пути. – «Язвы Господа Иисуса» – по Тишендорфу и др. новым изданиям: «язвы Иисуса». Под «язвами» (τα στίγματα) нужно разуметь собственно знаки на теле, сделанные каким-нибудь режущим инструментом или каленым железом. По древнему общему мнению толкователей, Ап. называет так оставшиеся на его теле рубцы от причиненных ему, во время гонений на него со стороны Иудеев, ран (2Кор.11:24, 25). Он называет их «язвами Иисуса», потому что представляет себе Христа как Богочеловека Иисуса, подвергающегося бичеванию и ударам воинов на суде у Пилата (Мф.27:26, 30; Ин.19:1, 3), и потому что рассматривает свои собственные страдания как участие в страданиях – Иисуса (Фил.3:10: Кол.1:24)... «Если бы кто увидел окровавленного и покрытого бесчисленными ранами воина, вышедшего из строя, стал ли бы обвинять его в трусости и предательстве, когда этот на самом теле своем носит доказательства своего мужества? Так же, говорит, должно судить и обо мне... Мои раны представляют доказательство сильнее слов и обширнее этого послания» (Златоуст).

Гал.6:18. Благодать Господа нашего Иисуса Христа со духом вашим, братия. Аминь.

Ап. в послании сказал немало неприятного для читателей. Как бы покрывая любовью своею все их проступки и желая показать, что он не гневается на них, он шлет им приветствие такое же, какое обычно прибавляет в своих посланиях и называет их «братьями».

ДЕЛАЯ ДОБРО, НЕ БУДЕМ УНЫВАТЬ!

Галатам 6:9

9 Делая добро, да не унываем, ибо в свое время пожнем, если не ослабеем.

ЭТОТ СТИХ – фундамент и НАЗВАНИЕ НОВОГО СЕЗОНА НАШЕЙ ЦЕРКВИ КОТОРЫЙ ЗАКОНЧИТЬСЯ В ДЕКАБРЕ 2017 года!

«ДЕЛАЯ ДОБРО – НЕ УНЫВАЙТЕ!»

Есть причина! ПОЖНЕМ – ЕСЛИ НЕ ОСЛАБЕЕМ!

Этот стих уникальный по своему тексту! Он уникальный в 6 главе Галатам – учитывая тематику этой главы. Но именно ОН ПОЗВОЛЯЕТ НАМ ПОНЯТЬ СМЫСЛ НАШЕГО ПРИЗВАНИЯ, НАШЕЙ ЖИЗНИ и ВСЕГО ЧТО МЫ ДЕЛАЕМ через силу Святого Духа!

Эквивалент этому стиху мы находим в Луки 9:62:

62 – Тот, кто взялся за плуг, а потом оглядывается назад, непригоден для Царства Бога, – ответил Иисус.

«ДЕЛАТЬ ДОБРО» – в греческом тексте Апостол Павел использует слова, которые эквивалентны словам: «СЕЯТЬ СЕМЯ» Второй смысл здесь ПАВЕЛ ГОВОРИТ: «ВЕРТЕ В СЕМЬЯ»! Верте то, что вы запускаете в ПОЧВУ ОНО ДАСТ УРОЖАЙ! ЕСЛИ СОМНЕВАЕТЕСЬ, НЕ ПОЖНЕТЕ НИЧЕГО!

ДОБРЫЕ ДЕЛА, О КОТОРЫХ ЗДЕСЬ ИДЕТ РЕЧЬ это служение ради Царства Бога! Здесь не идет речь о социальных проектах. В мире очень много социальной помощи, благотворительности, но церковь это не социальная организация! Церковь – призвана спасать грешников!

  1. Легко утомиться, делая постоянно добрые дела ради Царства Бога. Если нет силы Святого Духа.
  2. Утомление, усталость от служения только по одной причине – НЕТ ДУХОВНОЙ СИЛЫ! Может быть энтузиазм, душевные побуждения, эмоции… – НО КОГДА ЕСТЬ ДУХОВНАЯ СИЛА И ДВИЖЕНИЕ ДАРОВ СВЯТОГО ДУХА – легко побеждать и идти в перед!

Исаи.40:31 – а надеющиеся на Господа обновятся в силе: поднимут крылья, как орлы, потекут – и не устанут, пойдут – и не утомятся.

  1. УНЫВАТЬ – в данном контексте говорит о том, что МЫ МНОГО ДЕЛАЕМ, но ПРОЦЕНТ ОТДАЧИ минимальный. Но давайте посмотрим на ИИСУСА в

Исаи 42:4 – не ослабеет и не изнеможет, доколе на земле не утвердит суда, и на закон Его будут уповать острова.

ТАК МНОГО ЛЮДЕЙ ВЫРАЗИЛИ недовольство Словам Иисуса Христа – но Он не отчаялся! Были те кто призирали ЕГО проповеди, насмехались НО ОН СЕЯЛ СЕМЬЯ!

В Еклез. 11:6 – Утром сей семя твое, и вечером не давай отдыха руке твоей, потому что ты не знаешь, то или другое будет удачнее, или то и другое равно хорошо будет.

— ТО ЛИ УТРО ТО ЛИ ВЕЧЕР – мы не должны прекращать БЛАГОВЕСТВОВАТЬ ЦАРСТВО БОЖЬЕ!

  1. ВСЕ ЧТО МЫ МОЖЕМ ДЕЛАТЬ – МЫ ДОЛЖНЫ ДЕЛАТЬ! ИЛИ УТРОМ ИЛИ ВЕЧЕРОМ УРОЖАЙ, НО ОН БУДЕТ!
  1. Мы не можем приугадать сколько пожнем в течение этого ГОДА. КАКОЕ ИЗ ПОСЯНОГО НАМИ ДАСТ ПЛОД?
  1. ЖАТВА БУДЕТ! Или от утреннего посева или от вечернего мы не знаем!

«ПОЖНЕМ В СВОЕ ВРЕМЯ! ЕСЛИ НЕ ОСЛАБЕЕМ!»

— ЖДАТЬ УРОЖАЙ ОЧЕНЬ НЕ ПРОСТО! Приходит УНЫНИЕ!

ПАВЕЛ ГОВОРИТ: «НЕ УНЫВАЙТЕ!» ПОЖНЕМ! «ЕСЛИ НЕ ОСЛАБЕЕМ!»

В греческом тексте написано: «НЕ ЗДАДИМСЯ!»

МЫ ДОЛЖНЫ СЕЯТЬ СЕМЕНА РАДИ СБОРА УРОЖАЯ:

  1. Спасение людей, и присоединение их к церкви, ради Царства Божьего! Ради Надежды НЕБЕС!
  2. Мы должны сеять семна и ПОЖИНАТЬ УРОЖАЙ – Трехгранного благословения здесь в нашей духовной жизни, наших делах в нашем здоровье!
  3. МЫ должны жить и преуспевать в служении ГОСПОДУ в ДАРАХ СВЯТОГО ДУХА!

Главным и ключевым во всем этом есть ОДНО: ЧТО ДВИЖЕТ НАМИ В СЛУЖЕНИИ БОГУ? Если просто энтузиазм, нам нравиться, нас попросили, мне нравиться – мы не достигнем успеха! БЕЗ СИЛЫ СВЯТОГО ДУХА – без движения ДАРОВ СВЯТОГО ДУХА – мы будем очень слабыми! НАМ НУЖЕН СВЯТОЙ ДУХ!

МЫ можем сеять МНОГО! НО ПЕРЕЖИВ ИСПОЛНЕНИЕ СВЯТЫМ ДУХОМ ПАВЕЛ ГОВОРИТ НАМ:

«31 Ревнуйте о дарах больших, и я покажу вам путь еще превосходнейший». 1Кор.12:31

ГОВОРЯ О НАШЕМ СЕЗОНЕ ЕСТЬ ВАЖНЫЕ ЗАДАЧИ И ДЕЙСТВИЯ НА ЭТОТ СЕЗОН КОТОРЫЕ МЫ БУДЕМ ДЕЛАТЬ, РАЗВИВАТЬ, И ОСНОВОЙ ЭТОГО СЕЗОНА ЕСТЬ ТЕ ДЕЙСТВИЯ КОТОРЫЕ МЫ НАХОДИМ В ПЕРВОАПОСТОЛЬСКОЙ ЦЕРКВИ:

  1. Сила Святого Духа. Движение даров и силы.
  1. МЫ ДОЛЖНЫ ИМЕТЬ СВИДЕТЕЛЬСТВА БОЖЬЕ СЛАВЫ. Мы должны иметь переживания Господа в своей жизни. Это возможно только одним путем:

– жить верой 4 ого измерения: обновленные мысли, обновленные слова, вера-что невозможное возможно, иметь мечту и жить ней

– переживать 3 – ох гранное благословение в своей жизни: духовно рости, преуспевать во всех делах, и здоровье!!! ЭТО ВОЗМОЖНО ТОЛЬКО ЧЕРЕЗ:

А). Жизнь в молитве

Б). Жизнь в исследовании Библии

В).Встречи в домашних группах

Г).Семейные богослужения и молитвы

  1. ВЗРАЩИВАНИЕ ЛИДЕРОВ И УЧЕНИКОВ – молиться и поднимать служителей способных в Дарах Святого Духа развивать церковь!
  1. РЕСУРСЫ! ФИНАНСЫ!

2 Распространи место шатра твоего, расширь покровы жилищ твоих; не стесняйся, пусти длиннее верви твои и утверди колья твои; Исаи. 54:2 – чтобы нам розширять нашу церковь в городе, нам нужны финансы, и разные ресурсы! Бог в конце 2016 дал нам большое благословение! Я верю, это свидетельство пророческое ЧТО БОГ ДАСТ ЕЩЕ БОЛЬШЕ! У нас должны подниматься люди в Дарах Даяния!

5.ВОССТАНОВЛЕНИЕ РАЗВАЛИН!

12 И застроятся потомками твоими пустыни вековые: ты восстановишь основания многих поколений, и будут называть тебя восстановителем развалин, возобновителем путей для населения. Исаи.58:12 – То, что мы начали делать, и продолжаем развивать, ЧТОБЫ БОГ ВОССТАНАВЛИВАЛ ДУХОВНЫЕ РАЗВАЛИНЫ:

А). Движение молитвы в церкви

Б). Детское служение и евангелизации

В). Рост и прорыв в молодежной работе

Г). Служение для пожилых людей

Д). Евангелизации и особые богослужения

Е). Домашние группы

Ст. 9-10 Делая добро, да не унываем, ибо в свое время пожнем, если не ослабеем. Итак, доколе есть время, будем делать добро всем, а наипаче своим по вере

Чтобы кто не подумал, что должно заботиться и пропитывать только учителей, а о других можно и не заботиться, (апостол) заключает свое слово общим наставлением, и раскрывает дверь щедрости для всех, и распространяет ее до того, что повелевает подавать милостыню даже иудеям и язычникам, хотя и в надлежащем порядке, но все-таки подавать ее всем. Какой же это порядок? Иметь большее попечение о верных. И как он обыкновенно делает и в других посланиях, так поступает и здесь, – говоря не только о том, что нужно подавать милостыню, но и подавать с охотою и непрестанно; на это именно указывает он словами – «сеять» и «не должно унывать». Но так как он потребовал от них многого, то полагает при дверях и награду для них, указывая на некоторую новую и необыкновенную жатву.

«В земледельческих трудах не только сеющий, но и жнущий претерпевает большое утомление, борясь с жаром, пылью и великою тяжестью труда; тогда же, – говорит он, – ничего подобного не будет», как это видно из сказанного им: «ибо в свое время пожнем, если не ослабеем» . И этими словами он убеждает и привлекает их, а последующими побуждает и понуждает, говоря: «Итак, доколе есть время, будем делать добро всем» . Подобно тому, как не всегда в нашей власти производить посев, точно так же не всегда мы можем подавать и милостыню. Когда мы уйдем из этого мира, то хотя бы и тысячу раз хотели творить милостыню, мы не будем в состоянии совершить ничего. Об этом свидетельствуют нам и те девы, которые, хотя пришли с искренним желанием, но не имея обильной милостыни, отлучены были от брачного чертога (Мф. 25) , а равно и тот богач, который презрел Лазаря, так как и он, потому что лишен был помощи ее, не получил милости ни от патриарха, ни от кого-либо другого, несмотря на слезы и сильные просьбы, но остался навсегда в огненном мучении, без всякого послабления (Лк. 16) . Поэтому и говорит: «Итак, доколе есть время, будем делать , и притом всем ». Этими словами он особенно предостерегает их от скупости иудейской. У последних все дела человеколюбия ограничивались только единоплеменниками, тогда как учение благодати призывает на трапезу благотворения и море, и землю, хотя и обнаруживает большее попечение о своих.

Гомилии на Послание к Галатам.

Свт. Феофан Затворник

Доброе же творяще, да не стужаем си: во время бо свое пожнем, не ослабеюще

Продолжает то же наставление о сеянии в дух, только с другой стороны, со стороны деятельного труда, или труда в доброделании. Сеяние в дух, как сказано, есть утверждение в сердце добрых расположений, указанных святым Павлом в (Гал. 5:22- . Утверждение сие совершается чрез борьбу со страстьми и похотьми, - а борьба самая производится так: установившись вниманием или сознанием в сердце пред Господом, дух отражает все страстное и похотное, подходящее к нему как соблазн, и тем бьет страсти извнутрь; но, определяя в то же время противоположные страсти дела и делая их, он бьет страсти и извне. Биемые извнутрь и извне и не имея уже опоры в человеке, страсти скоро подаются, начинают слабеть и отходят. Биение извнутрь существеннее в деле брани духовной, но утонченнее и для внимательного легче. Биение извне доброделанием, или деланием дел, противоположных страстям, труднее в том отношении, что требует напряжения душевно-телесных сил и преодоления внешних соприкосновенных противностей. Почему святой Апостол, сказавши вообще о сеянии в дух, особо останавливается на той стороне сеяния, которое приходит туда же от доброделания, чтоб воодушевить на труд и предотвратить поблажки себе и послабления. От каждого доброго дела приходит в дух семечко, как от каждого куска пищи - маленький атомик в общую массу питательного сока. Чем больше добрых дел, тем успешнее сеятва в дух, тем скорее созреют добрые, в духе образующиеся расположения и тем поле духа готовее к жатве. Он говорит как бы: что касается до доброделания, то смотрите - ни одного не пропускайте к тому случая и, делая предлежащее добро, делайте его с усердием и радостию, не тяготясь, не крушась, не ропща; из делаемого ничто не пропадает, в свое время даст оно свой плод, и вы пожнете его непременно.

Эту цель в словах Апостола, то есть воодушевление на непрерывность доброделания, видит блаженный Августин: «сеять доброе, то есть делать добро, удобнее, чем пребыть в этом неизменно и постоянно. Видный и близкий плод от труда воодушевляет на труд; жатва же наша обещается в конце. Вот и необходимо воодушевлять на постоянство и твердость. Что и делает Апостол, говоря: доброе делающе, да не стужаем си . Ибо только претерпевый до конца, той спасен будет (ср.: Мф. 10:22). И Пророк внушает: потерпи Господа: мужайся, и да крепится сердце твое, и потерпи Господа (ср.: Пс. 26:14)».

Та же мысль и у блаженного Иеронима: «Апостол здесь увещавает - быть постоянными в усердии к доброделанию - тех, которые в этой жизни еще желали бы видеть награду за добро, не зная, что как в житейском быту свое время есть для сеяния и свое для жатвы, так и в духовном отношении настоящая жизнь вся назначена на сеяние добрых дел, жатвою же будет будущий суд, когда по количеству и качеству сеяния всякий и жатву будет иметь плодоприносящую - кому сто, кому шестьдесят, кому тридцать».

Слово: не ослабеюще - наши все толковники относят к жатве, в том смысле, что жатва та не будет требовать уже труда и изнеможения, а сама собою прибудет. Так святой Златоуст: «что пишет о сем в других Посланиях, то же говорит и здесь: чтобы не только давать милостыню (например), но и давать с охотою и непрестанно. На сие указывает словами: сеять - и: не стужать си . Но, потребовав от них многого, он полагает при дверях и награду для них, указывая на некоторую новую и необыкновенную жатву. Ибо в земледельческих трудах не только сеющий, но и жнущий претерпевает большое утомление, борясь с жаром, пылью и великою трудностию и тяготою дела, а тогда, говорит, ничего такого не будет, как это видно из сказанного им: во время бо свое пожнем, не ослабеюще . Сими словами он убеждает и привлекает их (к доброделанию)». Так блаженный Феодорит: «ничто горестное да не прерывает усердия к добру. Ибо без труда пожнем посеянное; сие выразил Апостол, сказав: не ослабеюще . Что касается семян чувственных, то и сеяние сопряжено с трудом, а также и жатва. Нередко же расслабляет жнущих и зной жатвенного времени. Но не такова эта жатва: она свободна от труда и пота». То же святой Дамаскин и Экумений с Феофилактом. Только блаженного Фотия приводится у Экумения мнение такое: «или не ослабеюще , μη εκλυομενοι, - значит: не разлениваясь и не отставая от доброделания» То есть пожнем в свое время, если не ослабеем и не станем лениться делать добро. Так и Иероним.

Ходу мыслей то и другое толкование не противоречит. Но первое ближе и больше соответствует цели Апостола воодушевить на постоянство в добре. На это же склониться располагает и грамматический строй речи.

Послание святого апостола Павла к Галатам, истолкованное святителем Феофаном.

Прп. Ефрем Сирин

Блж. Феофилакт Болгарский

Теперь яснее высказывает, что если бы и дурны были те, которые просят у нас, мы не должны ослабевать в своих благодеяниях к ним. Но указанием на то, что не должны ослабевать, советует щедрость и непрестанное даяние. Потом, много потребовав, он тотчас и награду указывает, именно: пожнем . Каким образом? Не ослабевая, то есть не имея никакого утруждения, но совершенное спокойствие. Ибо здесь соединяются с жатвой изнурение и труды, а там не так.

Толкование на послание к Галатам святого апостола Павла.

Марий Викторин

Делая добро, да не унываем, ибо в свое время пожнем, если не ослабеем

Бог не сразу воздает нам достойную награду за то, что мы делаем добро, но в том случае, если мы, начав дело, затем его не прекращаем. Ибо многие начинают, многие как будто и упорствуют, но в конце концов прекращают, утомившись или поддавшись соблазну. Павел привел справедливое наставление: взявшись делать добро, никоим образом не следует ни оставлять, ни прекращать того, что начали.



error: Контент защищен !!